В большинстве случаев на вопрос из заголовка ответят – Госфининспекция (ранее КРУ). Тем более, это ведомство на слуху после громких заявлений отстраненного от руководства им Николая Гордиенко о коррупционных схемах в правительстве.
Деятельность Госфининспекции направляется и координируется Кабмином и полностью зависит от него. А есть в стране высший орган финансового контроля – Счетная палата, которая образуется Верховной Радой: председатель и члены ее Коллегии назначаются тайным голосованием на семь лет с правом переизбираться на второй срок и остаются работать все это время при любых сменах власти. Палата подотчетна Раде, но при этом сохраняет независимый статус органа специальной конституционной компетенции и уже почти два десятка лет имеет беспрецедентные полномочия по отслеживанию всех бюджетных потоков. И при этом мало кто из среднестатистических украинцев знает о ее существовании.
Один только факт подчеркивает ее значительность. Это единственное ведомство, в котором на триста с чем-то работающих по штатному расписанию человек приходится один первый вице-премьер-министр (к этой должности постановлением Кабмина приравнивается должность председателя Счетной палаты), два вице-премьер-министра (первый заместитель и заместитель председателя) и 11 министров (главные контролеры – директора департаментов и секретарь Счетной палаты).
В последние недели о Счетной палате заговорили.
Накануне майских праздников президент Петр Порошенко подписал Закон "О внесении изменений к Закону Украины "О Счетной палате", по которому указанное ведомство получило контроль не только за расходами, но и за поступлениями средств в Госбюджет. Впрочем, данные полномочия, в зависимости от политической целесообразности, у Счетной палаты то отнимали, то возвращали. Теперь устранены законодательные несогласованности, вызванные частыми изменениями Конституции, а также выполнены условия, которые поставили Украине кредиторы – Всемирный банк и Евросоюз.
А представители парламентского большинства вроде бы намерены уже на следующей пленарной неделе, с 12 по 15 мая проголосовать в Верховной Раде новые назначения, наряду с другими органами, в руководстве Счетной палаты. Коалиция обсуждает кандидатуры, впрочем, не разглашая их.
Эти разговоры могут закончиться ничем. Кадровые назначения в Счетной палате являются предметом крупного политического торга и периодически анонсируются, но не происходят, при всех властях. Дело даже не в вечном споре власти и оппозиции, кому из них должно быть отдано руководство палатой. Власть и оппозиция меняются местами, этот вопрос периодически снимается с повести дня (как сейчас), но согласия никогда не было ни в одной коалиции.
И провластные, и оппозиционные политики больше всего шумели в первом полугодии 2011 года. К тому времени свои сроки пересидели более половины главных контролеров, а в декабре 2010-го закончился второй срок пребывания в должности первого и неизменного руководителя Счетной палаты Валентина Симоненко.
В июле 2011 года, перед самыми парламентскими каникулами, неожиданно для Валентина Симоненко, который накануне спокойно уехал в отпуск, большинством голосов Верховной Рады его уволили. Без всякой замены. Замену пообещали осенью. Под шумок в тот же день избавились от двух главных контролеров – директоров департаментов, один из которых сам написал заявление, а для второго, как и для Симоненко, это стало неожиданностью. Возможно, существовала договоренность о замене этого контролера – во всяком случае, представители оппозиции сразу же предложили своего кандидата, но голосования по нему не было до сих пор. В сентябре 2011-го "ушли" еще одного главного контролера.
Нового председателя Счетной палаты, Романа Магуту назначили в апреле 2012 года. Как раз к этому времени истек 7-летний срок полномочий зампредседателя Счетной палаты Александра Яременко, который после увольнения Симоненко исполнял обязанности председателя.
Сегодня получается, что Магута – единственный (!!!) полностью легитимный член Коллегии Счетной палаты. Его законный срок полномочий – до апреля 2019 года. Первый заместитель председателя Владимир Першин умер в апреле 2008 года. Заместитель председателя Александр Яременко должен был работать до марта 2012 года. Тогда же истек срок пребывания в должности сегодняшнего секретаря Счетной палаты Анатолия Юхимчука.
Из 10 департаментов – четыре с 2011-го и ранее годов без главных контролеров – директоров. Руководство осуществляют заместители директоров, люди без таких прав и гарантий, которые имеют директора. Из ныне работающих главных контролеров у двоих истекли сроки полномочий в июне 2011 года (но они почему-то остались, в то время как их коллег уволили именно в связи окончанием сроков), а у четверых – в марте 2012-го.
Возможно, этим и объясняется то, что большинство граждан попросту не знают о существовании Счетной палаты. Отчеты об аудитах передаются в органы, где они проводились, а там, наверное, еще и спасибо говорят за возможность, изучив материалы, в будущем надежнее прятать концы нарушений. Работа, без всяких сомнений, высокопрофессионального персонала (его всегда тщательно подбирали в Счетную палату) не приводит к громким уголовным делам и вообще любым практическим последствиям для нарушителей. Каких обличений можно ожидать от людей, которые сидят в комфортных, но очень шатких креслах?
А вдруг такое положение вещей устраивает любую, даже революционную власть? И, заговорив о назначениях, просто решили припугнуть контролеров, чтобы те были посговорчивее? Ведь было уже достаточно времени, чтобы вспомнить о Счетной палате, тем более, когда дела с государственными финансами обстоят все хуже.
Немає коментарів:
Дописати коментар